МДОУ "Теренкульский детский сад"
|
Реализуемый уровень образования.3.5. Портрет выпускника Базисные характеристики личности выпускника Компетентность - социальная компетентность ребенка позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, свое отношение к ним и выбирать соответствующую линию поведения. Он умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника учесть желания других людей, способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. Коммуникативная компетентность проявляется в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств. Интеллектуальная компетентность старших дошкольников характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию. Ребенок группирует предметы на основе их общих признаков, проявляет осведомленность в разных сферах жизни: знает о некоторых природных явлениях и их закономерностях, знаком с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами и др. Ребенок свободно владеет родным языком (его словарным составом, грамматическим строем, фонетической системой) и имеет элементарные представления о языковой действительности (звуке, слове, предложении и др.). Компетентность в плане физического развития выражается в более совершенном владении своим телом, различными видами движений. Он имеет представления о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, маленький и др.) и здоровье, заботится о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость. Эмоциональность - ребенок отличается богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Ему свойственно «эмоциональное предвосхищение» - предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами тех или иных действий и поступков («Если я подарю маме свой рисунок, она очень обрадуется»). Эмпатия в этом возрасте проявляется не только в сочувствии и сопереживании другому человеку, но и в содействии ему. Креативность – ребенок способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа фантазии, движения, отличающихся оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Семилетнего ребенка характеризуют активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Произвольность – способность к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Ребенок проявляет волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен», а также настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Инициативность - проявляется во всех видах деятельности ребенка – общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании и др. Он может выбирать занятие по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие. Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью. Самостоятельность и ответственность. Самостоятельность проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, возникающие в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами – включение освещения, телевизора и т.д.). В продуктивных видах деятельности – изобразительной, конструировании и др. сам находит способы и средства для реализации своего замысла. Самостоятельный ребенок не боится взять на себя ответственность, может исправить допущенную ошибку. Ответственный ребенок стремится хорошо выполнить порученное ему дело, значимое не только для него, но и для других, испытывает при этом чувстве удовлетворения. Самооценка – ребенок достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях. В то же время для него характерна завышенная общая самооценка, влияющая на его положительное отношение к себе («Я не очень хорошо рисую, но я хороший»). Свобода поведения – основана на компетентности и воспитанности выпускника. Свободный ребенок отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью Вместе с тем он осторожен и предусмотрителен, избегает травм, проявляет разумную осторожность в незнакомой обстановке, при встречах с чужими людьми. Ребенок может выполнять выработанные обществом правила поведения (нельзя идти куда-то с незнакомым человеком, нужно соблюдать правила перехода улицы, использовать предметы по назначению, учитывать непредсказуемость поведения животных и т.д.). Ребенок должен расти смелым, но осторожным. Это дает ему свободу и гарантию безопасности. Воспитание в дошкольнике чувства безопасности и свободы поведения опирается на понимание причинно-следственных связей в самых различных жизненных ситуациях. Содержание перечисленных характеристик личности дошкольника отражает основную сущность универсальных предпосылок учебной деятельности: умение работать по правилу и образцу; вслушиваться в речь взрослого и выполнять его задания; оценивать и контролировать собственную деятельность и осознавать ее способы и др. Социальный портрет ребенка дошкольника (6,5 -7 лет) как целевой ориентир системы дошкольного образования Сообразительный – способный решать интеллектуальные и личные проблемы (задачи), адекватные возрасту. Любознательный – проявляющий интерес ко всему новому и непонятному. Креативный (фантазер и выдумщик) - воображающий, придумывающий, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности. Книголюб – любитель чтения (слушания) книг. Осведомленный – обладающий кругозором, адекватным своему возрасту – представлениями о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: - наличие познавательных и социальных мотивов учения; - умение фантазировать, воображать; - умение работать по образцу; - умение обобщать; - умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; - владение языком, на котором ведется обучение в школе; - умение общаться со взрослыми и сверстниками. Ориентированный на сотрудничество – способен учувствовать в общих делах, совместных действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми. Жизнерадостный – не унывающий, во всем видит для себя что-то хорошее и радостное. Инициативный – не ждет, когда взрослые или другие дети предложат ему какое-то занятие или организуют с ним игру; проявляющий самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности. Активный – принимающий живое, заинтересованное участие вы образовательном процессе. Самостоятельный – способный без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находящий способы и средства реализации собственного замысла. Волевой (адекватный возрасту) – способный волевой, произвольной регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат данному слову, обещанию, общепринятым нормам. Чувствующий прекрасное – способный воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства. Внимательный – способный воспринимать и делать что-либо сосредоточенно. Дружелюбный – приязненно расположенный к людям. Эмоционально отзывчивый – легко откликается на эмоции других людей, сочувствует, сопереживает и старается содействовать им. Аккуратный – чистоплотный, опрятный, владеющий культурно-гигиеническими навыками, содержащий в порядке личные вещи, игрушки и др. Воспитанный – умеющий хорошо себя вести (в соответствии с общепринятыми нормами и правилами) адекватно возрасту. Толерантный – способный мириться, уживаться с тем, что является отличным, непохожим, непривычным (например, с людьми других национальностей и др.). Осторожный – проявляющий разумную осторожность в незнакомой обстановке, в общении с незнакомыми людьми, выполняющий выработанные обществом правила поведения. Уверенный в себе – ребенок, имеющий адекватную (не заниженную) самооценку. В этом возрасте самооценка ребенка в норменескалько завышена, так как у ребенка должно быть сформировано положительное представление о себе и своих возможностях. Настойчивый – проявляющий упорство в достижении результата своей деятельности. Терпеливый – способный сохранять выдержку в ожидании результата своей деятельности в течение длительного времени. Правдивый – говорящий правду в ситуациях реального жизненного взаимодействия. Чувствующий свою гендерную, семейную, гражданскую принадлежность – испытывает чувство общности с особями того же пола, с членами своей семьи, с гражданами своей страны. Совестливый – понимает, что такое «хорошо», а что такое «плохо»; совершая «хорошие поступки, испытывает чувство удовлетворения, при совершении «плохих» поступков – угрызение совести. Обладающий внутренней позицией школьника – ребенка появляется новое отношение к среде, проявляющееся в его стремлении заниматься учением в школе как серьезным видом общественно-полезной деятельности и стремлении соответствовать ожиданиям и требованиям значимых для него взрослых людей. Социализированный – владеющий необходимыми для его возраста, знаниями, умениями и навыками (в том числе и коммуникативными), обеспечивающими его адаптацию в обществе на данном возрастном этапе. Бережно относящийся ко всему живому – понимает ценность жизни; проявляет заботу и внимание к растениям, животным, птицам и др. Имеющий представление о своем и чужом (собственности человека) не берет без проса чужие вещи. Любящий и уважающий родителей (близких людей) – с теплом и вниманием относится к родителям и близким людям, посильно помогает им. Уважающий старших и помогающий слабым – проявляет воспитанность по отношению к старшим и не обижает маленьких и слабых, помогает им. В результате освоения каждой образовательной области должны быть сформированы определенные физические, личностные и интеллектуальные качества (в различном сочетании). 26 марта 2018 в 19:55
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.