МДОУ "Теренкульский детский сад"

Пояснительная записка к учебному плану

Пояснительная записка к учебному плану.

Основная цель учебного плана- регламентировать организацию образовательного процесса в ходе непосредственно организованной образовательной деятельности, определить её направленность, установить виды и формы организации, количество занятий в неделю.

Учебный план разработан в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, на основе образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа) МКДОУ детского сада «Белочка» д. Теренкуль ( далее- МКДОУ).

Учебный план -документ, определяющий перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение на учебный год видов деятельности по образовательным областям в специально организованных формах образовательной деятельности.

Учебный  план  МКДОУ  отражает:

•  состав образовательных областей,  видов  занятий;

•  недельное  распределение  учебного  времени, отводимого на освоение содержания образования по возрастным группам, учебным видам занятий;

• максимально допустимую недельную нагрузку;

• направления внеурочной деятельности, дополнительного образования  (компонент, формируемый участниками образовательного процесса).

Основное содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой/ М.: «Мозаика-Синтез», 2014г.

Содержание вариативной части, т.е. части, формируемой участниками образовательных отношений, составлено с учётом

- рекомендаций М.А. Фисенко «Основы безопасности детей дошкольного возраста»/ Волгоград: Корифей, 2007 г.;

-  практического пособия для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет  С.С. Прищепа «Физическое развитие и здоровье детей»/ М.:  2009г.;

- методических рекомендаций «Наш дом - Южный Урал» под редакцией  Е. Бабуновой (2014г);

-авторской программы  по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста О.В. Павловой «Художественное творчество» и авторской программы «Цветные ладошки» И.А.Лыковой и др.

 Содержание образовательной деятельности МКДОУ  предназначено обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности через взаимодополняющие друг друга образовательные области:

-социально-коммуникатиного развития;

-познавательного развития;

-речевого развития;

-художественно-эстетического развития;

-физического развития.

МКДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели.(Выходные дни - суббота, воскресенье и праздничные дни). Ежедневный график работы в группах с 8.30 до 17.30

На  2014-2015 уч. год в МКДОУ  укомплектована 1 разновозрастная  группа:

Учебный план составлен на 2014-2015 уч. год с учётом вышеперечисленных возрастных категорий детей и сокращённого режима работы МКДОУ в соответствии с реализуемой образовательной Программой.

В соответствии с Программой и годовым календарным учебным графиком на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в рамках непосредственно организованной образовательной деятельности для проведения занятий познавательно-речевого цикла отведено 29 недель (с 29.09.2014 г. по 08.05.2015г.), на занятия физкультурно-оздоровительного и художественно-эстетического цикла- до 36 недель (с 01.09.2014 по 29.05.2015 года).

С 01.09.2014г. по 26.09.2014г. осуществляется первичный мониторинг знаний детей через игры и режимные процессы в ходе совместной деятельности педагогов с детьми. С 12 по 29 мая 2015г. проводится итоговый мониторинг усвоения детьми Программы.  В середине учебного года организуются зимние каникулы (с 22.12.2014г. по 11.01.2015г.), на которых проводятся утренники и развлечения, посвящённые Новогодним и рождественским праздникам.  С 01.06.2015 по 31.08.2015г. проводятся летние каникулы, основное внимание на которых уделяется организации оздоровительной работы  с детьми в соответствии с утверждённым планом физкультурно-оздоровительной работы,  являющегося составной частью годового плана работы МКДОУ на 2014-2015 учебный год.

В летний период занятия  не проводятся. Увеличивается  продолжительность прогулок. Рекомендуется приём детей организовывать  на участке, поводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и целевые прогулки.

Максимальный объём образовательной нагрузки на воспитанников, посещающих МКДОУ в 2014-2015 уч. г., установлен в  соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 и реализуемой образовательной Программой:

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей в возрасте от 2 до 3 лет- не более 10 минут; от 3 до 4 лет - не более 15 минут, от 4 до 5 лет - не более 20 минут, от 5 до 6 лет - не более 25 минут, от 6 до 7 лет - не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно .Учитывая сокращённый режим дня работы МКДОУ допускается увеличение образовательной нагрузки в первой половине дня для детей старшей группы, при условии включения дополнительных занятий художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного цикла, проводимых в  игровой форме. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия, ритмика и т.п.

Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимают не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.

Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию установлен:  в младших дошкольных группах- 11 занятий; в средней группе- 12 занятий; в старшей группе- 15 занятий; в подготовительной к школе группе- 17 занятий в неделю.

Распределение количества занятий основано на принципах:

-соблюдение права воспитанников на дошкольное образование;

-сохранение преемственности между инвариативной (обязательной) и вариативной (модульной) частями;

-отражение специфики МКДОУ (разновозрастной состав и др.).

В зависимости от содержания деятельности и с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей применяются различные формы организации образовательной деятельности: групповые, подгрупповые и индивидуальные. В младших дошкольных группах предпочтение отдаётся подгрупповым формам работы.

Объем обязательной части Учебного плана составляет не менее 60% времени, необходимого для реализации Программы, не более 40% общего объема Учебного плана составляет вариативная часть, т.е. часть, формируемая участниками образовательного процесса.

В рамках реализации образовательной области «Физическое развитие» проводятся по3 занятия в неделю по физической культуре (одно в традиционной форме, одно – на участке МКДОУ во время прогулки и 1 допускается проводить в нетрадиционной форме), в частности в старшей и подготовительной  группах  одно занятие физкультурно-оздоровительного цикла отнесено к вариативной части учебного плана и  проводится в форме музыкально-театрализованной деятельности.

Образовательная область «Художественно-эстетического развития» представлена  следующими занятиями:

В группах для детей  от 2 до 3 лет  проводятся 1 занятие по рисованию и 1 – по лепке. В группах для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 5 лет  занятие по рисованию из основной части чередуется через неделю с занятием по обучению детей нетрадиционной технике изодеятельности в рамках вариативной части.

В старшей и подготовительной группах занятие по обучению рисованию чередуется  через неделю с занятием по ознакомлению с малыми фольклорными формами, художественным творчеством и произведениями искусства (картинами великих художников и др.) и один раз в неделю в рамках вариативной части проводится кружок по изодеятельности. Кроме того, во всех группах, кроме  группы для детей в возрасте до 3 лет, проводятся занятия по лепке и аппликации, которые чередуются через неделю.

Два раза в  неделю в  группах для детей от 2 до 5 лет  проводятся музыкальные занятия, а в старшей и подготовительной группах три музыкальных занятия в рамках вариативной части.

Также в рамках реализации вариативной части, формируемой участниками образовательных отношений,  для решения задач художественно-эстетического направления, в подготовительной группе  проводится 1  дополнительноезанятие в неделю по художественному ручному труду в форме кружка «Умелые ручки», Образовательная область «Познавательное развитие» реализуется через занятия по сенсорному развитию  (только в группах для детей в возрасте до 3-х лет);ознакомлению с окружающим, формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей, в т.ч. по ознакомлению с природой; по развитию познавательно- исследовательской и конструктивно- продуктивной деятельности; по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП).

 Для детей от 2 до 3 лет занятие  по ознакомлению с окружающим,  на которых решаются в т.ч. и задачи речевого развития, проводятся 1 раз в две недели, они чередуются с занятиями по сенсорному развитию и развитию конструктивно-продуктивной деятельности.

Для детей от 3 до 4 лет занятия по ознакомлению с окружающим, которое проводится 1 раз в две недели, чередуются с занятиями по ОБЖ (валеологии) и краеведению из вариативной части учебного плана. Занятия по ФЭМП чередуются через неделю с занятиями по развитию конструктивно-продуктивной деятельности.

Для детей от 4 до 5 лет 1 раз в неделю проводятся занятия по ФЭМП, а занятия по ознакомлению с окружающим и развитию познавательно-исследовательской и конструктивно-продуктивной деятельности равномерно в течение месяца чередуются с занятиями по ОБЖ и краеведению  из вариативной части учебного плана.

Для детей от 5 до 6 лет проводится одно занятие по ФЭМП в неделю, занятие по ознакомлению с окружающим чередуется через неделю с занятием по развитию познавательно-исследовательской и конструктивно-продуктивной деятельности, а занятие по ОБЖ (валеологии) чередуется через неделю с занятием по краеведению.

Для детей от 6 до 7 лет проводятся по 1 занятию в неделю по ознакомлению с окружающим  и ФЭМП. Занятие по развитию познавательно-исследовательской и продуктивно-конструктивной деятельности  чередуются  через неделю с дополнительным занятием по ФЭМП, которое рекомендуется проводить  в форме дидактических игр математического содержания и на развитие логического мышления. Занятия  познавательного цикла из вариативной части учебного плана по ОБЖ (валеологии) и краеведению (в форме факультатива «Родной край»  проводятся еженедельно и чередуются между собой через неделю.

Большое внимание на этих по развитию познавательно-исследовательской и продуктивно-конструктивной деятельности  следует отводить опытно-экспериментальной работе  с предметами живой и неживой природы, ознакомлению со свойствами различных материалов и развитию конструктивных умений детей.

Чередование занятий познавательного цикла с занятиями  по ОБЖ(обеспечению безопасности жизнедеятельности) и валеологии обеспечивает интеграцию с образовательной областью «Социально-коммуникативного развития».

Содержание этой вариативной части направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через:

- формирование любви к своему селу, краю, чувства гордости за него;

- формирование общих представлений об окружающей природной среде (природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Уральского региона);

-формирование общих представлений о своеобразии природы Уральского региона

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе Уральского региона.

Данные задачи, отражающие региональный компонент вариативной части Программы, находят отражение в т.ч. и на занятиях основной части Программы по ознакомлению с окружающим и расширению кругозора

 

Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме непосредственной образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей:

- «Познавательное развитие»: природа Уральского региона, растительный и животный мир, культура и быт народов Южного Урала;

- «Речевое развитие»: произведения устного народного творчества народов Южного Урала;

- «Художественно-эстетическое развитие»: продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества народов Южного Урала);

- «Физическое и социально-коммуникативное развитие»: игры народов Уральского региона.

Образовательная область «Речевого развития детей» представлена занятиями по развитию речи ,развитию речи и ознакомлению с художественной литературой,  а также занятиями по подготовке детей к обучению грамоте, которые вводятся  со старшей возрастной группы и проводятся по 1 занятию еженедельно. Занятие по развитию речи и занятие по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой проводятся 1 раз в неделю только в группах для детей  до 3 –х лет, а в остальных группах  эти занятия чередуются через неделю. Занятия по речевому развитию детей должны тесно интегрироваться с занятиями по познавательному развитию.

Кроме того со средней группы в качестве развития речи в 2014-2015 уч. году было решено ввести изучение малых форм фольклора на занятиях в форме кружка 1 раз в неделю.

На основе учебного плана составлен регламент непосредственно организованной образовательной деятельности по каждой возрастной группе, цель которого отрегулировать нагрузку, определить  чередование различных видов деятельности для снятия перегрузки, предупреждение утомляемости, разнообразие форм проведения занятий.

Для реализации учебного плана по каждой образовательной области для каждой возрастной категории разрабатываются учебные программы с указанием тематики с учётом календаря тематических недель (событий, проектов, игровых обучающих ситуаций и т.п.), отражённого в Программе, основных задач и ссылки на методические источники (перспективный календарно-тематический план).

Примечание:

1. Название видов занятий внутри каждой образовательной области может варьироваться в зависимости от используемых вариативных программ;

2. В учебном плане указано  примерное количество часов в неделю, месяц и год по каждому направлению развития детей;

3. Число 0,5 означает, что занятие проводится один раз в 2 недели, а число 0, 25-1 раз в месяц,  в чередовании с другим видом занятия 

31 января 2015 в 09:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.